4 июля 2018
В строительной и горнодобывающей промышленности широко распространена практика использования моторного масла SAE 10, SAE 20 или SAE 30 с наименьшей оценкой API в качестве замены гидравлического масла ISO 32, ISO 46 или ISO 68 соответственно для гидравлических систем тяжелого оборудования.
«Как это может отразиться на агрегатах? Не возникнет ли проблем от такой замены гидравлического масла?» – часто спрашивают механики различных предприятий.
Некоторые специалисты уверяют: всё зависит от оборудования и производителя. Тип рабочих жидкостей (DIN 51524), который содержит дисперсные и флегматизирующие добавки чаще используется как масло двигателя. Разумеется, роликовые шариковые шарниры им не смазывают. Но в двигателях польза этих масел одобрена многими производителями, и упомянутые добавки хорошо предотвращают шугу в передвижном оборудовании. Но только там, где хорошо обслуживаются торцовые уплотнения.
Однако детергенты и дисперсанты могут привести к эмульгированию воды. Она удерживается в подвесе. Это может вызвать уменьшение вязкости и плохое прохождение через фильтр ФЖУ, через фильтрующие элементы к ФЖУ и увеличивая тем самым потенциал для коррозии и кавитации. В подобной ситуации фильтры-газоотделители ФГУ не помогут.
Проблем можно избежать, если содержание воды будет поддерживаться на уровне ниже 0,1 процента. Гидравлическая жидкость со способностью эмульгировать небольшие объёмы воды может быть полезна в мобильных применениях. В некоторых случаях производитель оригинального оборудования даже рекомендует использовать многосортное моторное масло, а не одни только гидравлические масла.
Напомним, что наша компания «ПромГидроМаш» реализует современное насосное оборудование, например, насос СВН-80А или ручной поршневой насос РПН 1.3/30, а также установки УПН.
Далее отметим, что SAE и ISO используют две разные шкалы для измерения вязкости:
• SAE 10W – это эквивалент ISO 32;
• SAE 20 – это эквивалент ISO 46 и 68;
• SAE 30 – это эквивалент ISO 100.
Как видно, существует небольшая разница между ISO 68 и SAE 30. Вязкость жидкости в значительной степени определяет температуру масла, при которой гидравлическая система может безопасно работать. Если вы используете масло с слишком высокой вязкостью для условий, в которых агрегат только начинает действовать, то масло не течёт, как следует или не смазывает должным образом при холодном пуске.
Также, если вы используете масло со слишком низкой вязкостью для «рабочих» условий, то оно не будет поддерживать адекватную смазку механизма в жаркие дни года.
Некоторые производители оборудования рекомендуют использовать в гидравлических системах для своего мобильного оборудования многосортные моторные масла. Их улучшители индекса вязкости (VI) расширяют диапазон рабочих температур для жидкостей. Просто имейте в виду, что со временем эти улучшители (VI) будут «сдвигаться», что вызовет изменение вязкости масла при заданной температуре. Это повлияет на производительность гидравлической системы.